Tefra Audio Nevis – оседлать плоскую волну. Обзор российских акустических систем с инновационным излучателем

Любители аудио со стажем хорошо помнят попытки многих мировых производителей создать плоские прямоугольные излучатели, которые бы не только соперничали с традиционными динамическими, но и превосходили бы их. Пожалуй, ближе всего к полноценной реализации принципа подошли Technics SB-AFP10, с их многополосными излучателями с мембранами, в состав которых входили слюда и хитин. Однако модель 1988 года получилась слишком сложной и дорогой в производстве, поэтому дальнейшего развития не получила.

Image

Российская компания Tefra Audio уверяет, что смогла решить проблемы, ставшие непреодолимыми для многих мировых разработчиков, и выпустила целую линейку плоских акустических систем, способных, как заявляют создатели, не только озвучивать огромные помещения с небывалым качеством, но и потеснить традиционные динамические АС на рынке домашнего и студийного аудио. Смелое заявление, которое мы решили проверить на деле.

Image

Tefra Audio Nevis

Топовая модель в инсталляционной линейке компании стоит недёшево, и при беглом взгляде на технические характеристики у неопытного человека может возникнуть резонный вопрос – за что такие деньги? Тем более что при очном знакомстве акустические системы поначалу не производят впечатления монументальной конструкции. Нет, к качеству изготовления вопросов нет никаких – в рамках концепции сделано всё превосходно, однако отдать несколько сот тысяч рублей за колонку весом три с половиной килограмма не все готовы. Забегая вперед, скажу, что наша первоначальная реакция была именно такой, правда, долго наш скепсис не продержался.

Image

Конструкция

Итак, что представляет собой Tefra Audio Nevis? Сделана акустическая система по принципу излучающей плоскости с равномерной диаграммой направленности 180 градусов как по вертикали, так и по горизонтали. Кроме того, спад уровня звукового давления здесь происходит гораздо более плавно по мере удаления от источника излучения, по сравнению с динамическими излучателями. Несведущему человеку это ни о чём не скажет, однако это одно из главных преимуществ данных акустических систем – способность озвучивать помещение куда больших размеров, чем традиционные АС сходных габаритов.

Image

В качестве излучателя в модели использована прямоугольная мембрана размером примерно 500 на 300 мм, для возбуждения которой применены две катушки, одна из которых работает на средних и низких частотах, вторая – на высоких частотах. Разделение сигнала между ними производится простейшим фильтром первого порядка, правда, о частоте раздела производитель ничего не говорит. То есть, фактически, мы имеем дело со своеобразным сочетанием широкополосного излучателя с двухполосной системой возбуждения.

Image

Акустическое оформление у модели фактически открытое – вся задняя панель испещрена прорезями, явно рассчитанными для обеспечения оптимальной дисперсии. На задней стенке обнаруживаются упомянутые катушки, место для крепления на штангу или кронштейн, а также металлические пружинные клеммы для подключения акустического кабеля. Вся передняя поверхность затянута толстой акустической тканью, рассмотреть сквозь которую излучающую мембрану практически невозможно. Корпус АС сделан из специально обработанного МДФ, покрытого полимерной краской, что вкупе с отсутствием традиционных магнитных систем и корзин динамиков объясняет небольшой вес колонки – всего 3,5 килограмма при габаритных размерах 565 х 320 х 35 мм. 

Image

Заявленный частотный диапазон простирается от 50 до 18 000 Гц, правда, по уровню +/- 6 дБ. Это вполне согласуется с результатами измерений, которые будут приведены в конце статьи. Паспортная чувствительность модели составляет 94 дБ, номинальная мощность – 70 Ватт, в пике Tefra Audio Nevis способна «переварить» до 140 Ватт. Максимальное звуковое давление, создаваемое одной колонкой на расстоянии 1 метра, достигает 100 дБ.

Image

Система

Для оценки качества звучания Tefra Audio Nevis мы включили их в состав одной из наших систем, где за усиление отвечает интегральный усилитель T+A Power Plant, а в качестве источников сигнала выступают проигрыватель винила Technics SL-1200 mk5 и стример Arylic S50 Pro+.

Image

Прослушивание

Пожалуй, самым главным впечатлением от работы двух Tefra Audio Nevis в составе традиционной стереосистемы стало минимальное влияние помещения на качество звучания. Мы специально помещали их в максимально невыгодные условия, в которых традиционные акустические системы высокого класса начинают выдавать неудобоваримую смесь из прямого излучения и переотражений, однако и это не смогло поколебать невозмутимого и свободного характера звучания наших плоских гостей.

Image

Продемонстрированные нам производителем ролики, где показано то, как всего две Tefra Audio Nevis равномерно заполняют звуком огромное пространство на московском ипподроме, нашли своё подтверждение на практике – даже при существенном удалении слушателя от системы разборчивость и объём абсолютно не страдали. Более того, как бы мы ни меняли положение слушателя относительно акустических систем, практически во всех ситуациях сохранялся устойчивый стереофонический эффект, включая ширину и глубину сцены.

Image

Следующая особенность, на которую сразу обращаешь внимание, это очень быстрая реакция систем на импульс, причём по всему диапазону. Мы также ожидали увидеть на измерениях отличные показатели группового времени задержки – и не ошиблись.

Image

Если же описывать звучание Tefra Audio Nevis в привычных терминах, то пара АС в стереосистеме способна удивить многих видавших виды аудиофилов, особенно если их опыт ограничивается традиционными динамическими АС. Многие производители уже пытались оседлать плоскую волну, и одну из последних попыток предприняла немецкая компания Gobel High End, создавшая очень дорогую модель Epoque Aeon Reference, в которой плоский карбоновый излучатель поддержан на НЧ четырьмя 7-дюймовыми динамиками и восемью пассивными излучателями такого же размера. В нашей же модели плоская мембрана отвечает за весь рабочий частотный диапазон, и это хорошо слышно.

Image

Когерентность и связность партий всех инструментов даже на самых сложных полифонических произведениях – выше всяких похвал. Тембры и правдоподобность живых инструментов очень хороши, вокальные партии хочется слушать и слушать. При традиционной расстановке АС и положении слушателя по центру сцена практически не имеет границ, а на насыщенных фазовыми эффектами треках, таких, как «Amused To Death» Роджера Уотерса, создается впечатление, что мы слушаем многоканальную систему, настолько объёмным получается звуковое пространство.

Image

Есть ли у Tefra Audio Nevis недостатки? Если сильно придираться, то можно говорить о слабо ощутимом подъёме на самом верхнем участке ВЧ диапазона и небольшой потере динамики на нижнем басе, но для акустических систем, изначально предназначенных не для домашнего прослушивания, а для озвучивания помещений, такие огрехи выглядят незначительными.

Image

Паспортные данные

Тип – настенные акустические системы | Название – Tefra Audio Nevis | Цена, руб. – 400 000 (1 штука) | Частотная характеристика, Гц – 50 – 18 000 | Число полос – 2 | Акустическое оформление – открытое | Сопротивление, Ом – 4 (номинальное) | Чувствительность, дБ – 94 | Подводимая мощность, Ватт – 70 (номинальная), 140 (пиковая) | Габариты одной колонки, мм – 565 х 320 х 35 | Масса одной колонки, кг – 3,5

Оценки

Плюсы – превосходное звучание в любом помещении, потрясающий объём и сцена, играют практически с любым усилителем

Минусы – пружинные клеммы для кабелей, но по словам производителя, можно установить любые варианты разъёмов

Дизайн – 90

Качество изготовления – 95

Звучание – 95

Эргономика – 100

Итого – 95

Вердикт:

В настоящее время компания Tefra Audio задумывается о создании чуть более «одомашненной» версии своих акустических систем. Но даже в своей инсталляционной ипостаси Tefra Audio Nevis заслуживают аплодисментов – перед нами отличное воплощение принципа широкополосного излучателя, причём без большинства ограничений, присущих динамическим драйверам.

Измерения

Image

Чувствительность акустической системы на частоте 1 кГц при подведении напряжения 2,83 вольта составляет 94 дБ. Нижняя частотная граница по спаду -10 дБ фиксируется на отметке чуть ниже 40 Гц. Верхняя рабочая частота находится в районе 16 – 18 кГц. Начиная с отметки 60 Гц и выше, вплоть до 1 000 Гц, график демонстрирует стабильную чувствительность, не покидая коридор +/- 1,5 дБ. В высокочастотном диапазоне отдача также равномерная (+/- 2 дБ), но среднее значение чувствительности ниже на 4 дБ. В верхней октаве обнаруживается резкий всплеск, достигающий 6 дБ, но это приращение не будет сильно заметно, так как в надтональной области присутствуют только гармоники, и их усиление только придаст дополнительный «воздух» музыкальному материалу. Групповое время задержки во всем рабочем диапазоне находится значительно ниже слышимой границы, поэтому субъективно звучание систем воспринимается как быстрое и слаженное.

Image

Что касается модуля сопротивления, то «дребезг» в районе 50 – 300 Гц нетипичен для динамических АС. Предположим, что такое нестабильное поведение связано с собственным резонансом излучающей панели. В большей части среднечастотного и в низкочастотном диапазоне сопротивление стабильно удерживается на отметке 4 Ома.

Источник: https://www.hi-fi.ru/magazine/audio/tefra-audio-nevis/